Яков Диркс Заместитель директора Макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» |
- На федеральном уровне переход на межведомственное электронное взаимодействие произошел еще 1 октября 2011 года, а в этом году добавились региональные органы власти и муниципалитеты. 1 июля Россия перешла на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ ), и значит, что с этого момента чиновники при предоставлении услуг не вправе требовать от граждан или юридических лиц дополнительных справок и документов, за исключением документов личного хранения: паспорта, трудовой книжки и т. п. Срок предоставления любой госуслуги отныне не должен превышать 5 дней. Законом предусмотрено наказание за волокиту.
- Насколько доступны услуги «электронного правительства» для жителей Новосибирской области?
- Пока новосибирцам, а также жителям других регионов Сибири доступна лишь часть услуг. Правда, новосибирцам в этом вопросе повезло больше. В области переведено в электронный вид 110 региональных и муниципальных услуг. Для сравнения могу привести такие цифры: в Иркутске переведено ноль услуг, в Омской области – 41 услуга, в Кузбассе – 38, в Томской области – 21. Напомню, «Ростелеком» в соответствии с распоряжением Правительства РФ - единственный исполнитель и долгосрочный инвестор работ в части проектирования, создания и эксплуатации инфраструктуры «электронного правительства». В 2010 году были введены в эксплуатацию основные компоненты инфраструктуры, в состав которых, помимо портала госуслуг, вошли единый «личный кабинет», единая система межведомственного электронного взаимодействия, единая система идентификации и другое.
- Жители каких сибирских городов – самые активные?
- Естественно, областных центров. Лидируют Новосибирск, Омск, Барнаул, и, как ни странно, Иркутск, где пока в электронном виде не доступна ни одна муниципальная услуга, зато есть высокий спрос на услуги федеральных органов власти. Например, получение загранпаспортов.
- Что потребуется от пользователя, чтобы воспользоваться услугами «электронного правительства»?
- Сначала нужно зарегистрироваться на портале gosuslugi.ru, для этого нужны паспортные данные и СНИЛС (пенсионное страховое свидетельство). Затем получить код активации. Коды активации пользователь получает в течение двух недель по почте, либо в региональных офисах «Ростелекома» в течение 10-15 минут (в Новосибирске на ул. Ленина, 5). Активировавшись, вы попадаете в свой «Личный кабинет». Теперь вы не только можете посмотреть информацию об услугах, но и подать заявление на их получение. И уже не ваша задача как получить выписку из ЕГРЮЛа, из БТИ, земельного комитета и проч.
- Допустим, житель Новосибирска или области захочет получить через сайт госуслугу, для предоставления которой нужны справки из других ведомств, и чиновник потребует от него предоставить эти справки, аргументируя тем, что у них еще не налажено межведомственное взаимодействие. Что делать в таких случаях?
- Обратиться к вышестоящему начальнику данного чиновника. Если же не найдете понимания и там, то можно смело идти в суд и там отстаивать свои права. Кстати, уже создан портал http://210.gosuslugi.ru, куда можно подавать заявление о неисполнении тем или иным чиновником своих обязательств.
- Какие-то услуги органов власти, например, получение заграничных паспортов, уже работают, а каких-то пока нет в списке… Чем объясняется выбор услуг, которые стали доступными в первую очередь?
- Полагаю, что одним из критериев стала их востребованность со стороны населения - поэтому сначала работа шла над услугами, которые предоставляются по линии министерства труда, социального развития, здравоохранения, органов ЗАГС, министерства образования. Есть и еще один момент.
С точки зрения власти существуют услуги, простые для исполнения, а есть и более сложные. Проще всего перевести в электронный вид те услуги, которые не требуют взаимодействия между различными ведомствами. Здесь достаточно утвердить регламент, где пошагово расписать, что, как, в какой последовательности чиновник должен делать. Но есть много услуг, оказание которых требует взаимодействия - например, между налоговой, кадастровой службой, и т.п. Здесь одного регламента уже недостаточно, нужно составить так называемую «технологическую карту межведомственного взаимодействия». Получить документы из БТИ, госрегистрацию – с точки зрения «электронного правительства» это сложные услуги.
- Моей знакомой ежегодно приходит по почте уведомление об оплате земельного налога, хотя объект, о котором идет речь, ни ей, ни ее родственникам никогда не принадлежал.
- Очень знакомая история. К слову, мне тоже из налоговой приходит уведомление, согласно которому я должен уплатить за мой небольшой гаражный бокс налог в сотню тысяч рублей. Это сумма, которую начисляют на весь кооператив, а приходит мне одному. Здесь все дело в базах данных, это очень инертная вещь. Базы нужно чистить, приводить в порядок.
В некоторых органах власти, в муниципальных образованиях пока не все базы даже оцифрованы. Здесь много работы.
- С какой легкостью вы оправдываете нерадивых работников налоговой, чиновников…
- Ни в коем случае не оправдываю. Но, поскольку имею некоторое представление о том, как устроены процессы в наших государственных органах, то определенно могу заявить, что это не злой умысел.
- «Ростелеком» только предоставляет сервис, а конкретным содержанием наполняют его органы власти. Вы находите взаимопонимание?
- Компания стремится активно расширять сотрудничество с субъектами РФ по организации перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. «Ростелеком» даже готов инвестировать собственные средства в развитие коммуникационных каналов в труднодоступных регионах, доходить до малонаселенных пунктов, где одна-две улицы. Но при условии - субъект должен быть готов реализовывать с нами другие «облачные» проекты в области медицины, образования, ЖКХ, «Безопасный город» и так далее.
Кроме того, даже имеющие доступ к интернету муниципальные поселения в ближайшее время столкнутся с необходимостью увеличивать пропускную способность каналов. Сегодня в большинстве поселений пропускная способность каналов составляет всего 128 Кбит, и этого уже недостаточно для выполнения государственных функций.
Например, по требованию Минздрава, для сельских фельдшерско-акушерских пунктов пропускная способность каналов должна быть не менее 512 Кбит. Если говорить об образовании, то для поставки контента для образовательного процесса (обучающее видео) пропускная способность в идеале должна быть 5-10 Мбит. «Ростелеком» готов сотрудничать с региональными властями и в этом направлении.
- Если досадные ошибки случаются на бумаге, то представьте, какое огромное поле для ошибок, мошенничеств открывается в электронную эру. Как ни говори, а внести исправления в бумажный документ сложнее, все помарки видно.
- Все, что организовано по электронному правительству - сертифицировано по системе безопасности, ведь речь идет о защите персональных данных.
- Что даст «электронное правительство» , например, для сферы строительства?
- Главное - ускорение сроков и прозрачность. Сейчас не редкость, когда объект начинает строиться, а разрешения оформляются уже задним числом. Долгие сроки оформления документов приводят как к потерям самого инвестора, так и государства, которое недополучает налоги и проч.
- Есть ли подсчеты, каков экономический эффект получит Новосибирская область от внедрения электронных госуслуг?
- Экономический эффект, наверное, можно подсчитать. Длительный процесс оформления разрешений на то же строительство чреват, с точки зрения инвестора, явными финансовыми и экономическими потерями. Когда разрешения будут выдаваться согласно закону в течение 5 дней, то экономический эффект будет виден, что называется, невооруженным глазом. Сегодня наибольшим спросом пользуются услуги социального характера: получение пособий, льгот, различных социальных выплат. Когда они будут давать экономический эффект? Здесь, наверное, значимы другие плюсы - люди не будут больше тратить свое время, свое здоровье, простаивая в очередях перед кабинетами чиновников.
- Много ли пользователей портала госуслуг в Сибири?
- Пока нагрузка на ресурс невысокая, в СФО зарегистрировано около 300 тысяч пользователей. Всего по РФ - около 2 млн. Но с каждым месяцем количество пользователей растет! В СФО в мае зарегистрированных пользователей было около 180 тысяч человек.
- В перспективе задача создания «электронного правительства» призвана полностью избавить пользователей от документов на бумажных носителях.
- Там, где это возможно. Например, паспорт и ряд других документов останутся в бумажном виде.
- А как быть, если гражданин не имеет доступа к сети интернет, или не умеет им пользоваться? Таких, кстати, немало – не только среди пожилых людей или социально незащищенных, но и других социально активных граждан. Есть даже предприниматели, которые не в ладах с компьютером.
- Для них предусмотрены услуги многофункциональных центров. МФЦ – это оператор госуслуг, где пользователь, не знакомый с современной техникой, может получить всю необходимую помощь при содействии сотрудников центра.
Другая возможность попасть на портал госуслуг – воспользоваться так называемым «инфоматом» - многофункциональным информационным терминалом. Их только в Новосибирской области установлено порядка 100. Современные инфоматы оснащены сенсорным экраном, сканером, на котором заявитель может отсканировать и отправить в любое ведомство необходимые документы, купюроприемником, считывателями пластиковых карт, чековым принтером, видеокамерой, микрофоном и звуковой системой для видео и аудио-связи с квалифицированным консультантом-оператором контакт-центра, обслуживающего единый портал госуслуг. Новый инфомат позволяет оплачивать налоги, штрафы, пошлины и другие сборы, как наличными средствами, так и банковской картой. Сегодня с помощью инфомата можно получить 79 государственных услуг. Наиболее востребованными среди них являются получение информации о штрафах за нарушение безопасности дорожного движения, состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации и получение заграничного паспорта.
Яна Янушкевич, корреспондент газеты КоммерсантЪ по СФО.
Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 12 Телефон: +7 (903) 900-36-84 E-mail: com@nn-baza.ru | Реклама на сайте Простой поиск Консультация юриста Цены на квартиры Средние цены на вторичном рынке | Азбука недвижимости Новости компаний Зарубежная недвижимость Строительство Консультация юриста | Следуйте за нами |
© 2008-2025 Недвижимость Новосибирска, квартиры в Новосибирске, цены на квартиры, дома, коттеджи, новостройки, аренда и продажа квартир в Новосибирске Материалы сайта защищены Законом об авторском праве. При цитировании обязательна ссылка на первоисточник информации. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов. |