Несмотря на тревожные ожидания грядущего экономического кризиса, некоторые новосибирские девелоперы как будто бы решили бросить вызов судьбе, продемонстрировав довольно смелые проекты, впечатляющие своей масштабностью. Перечислю только некоторые из них: микрорайон «Европейский берег», ЖК «Миргород» (компания «Сибакадемстрой»), ЖК «Оазис» (компания «АКД-Мета»), ЖК «Гринвилл» (компания «Вилюйская»), ЖК «Астра» (компания «Строитель»).
Если исходить из параметров предполагаемой застройки, то возникает впечатление, что никаким кризисом и не пахнет, а в строительной отрасли возобновилось серьезное оживление, еще более серьезное чем то, какое мы наблюдали пять лет назад. К тому же учтем, что перечисленные проекты никак не относятся к экономическому классу, и данный факт вызывает дополнительные ассоциации с предкризисным 2007-м годом.
Рассматривая столь амбициозные планы наших застройщиков, невольно задаешься вопросом: имеет ли заявленный размах серьезное экономическое обоснование? Памятуя о том, в какой ситуации оказались лидеры рынка в 2009 году, у нас так или иначе могут появиться некоторые сомнения относительно перспектив этих проектов. Хотя общее состояние дел в строительной отрасли вполне соответствует намерениям новосибирских девелоперов. Если отвлечься от прогнозов и оценить только текущие цифры, то масштабы строительства в настоящий момент действительно опережают то, что было перед минувшим кризисом. Это отражается, например, и на объемах ипотечных займов. Напомним, что по данным АИЖК в 2012 году ипотека должна вырасти в полтора раза по сравнению с «рекордным» 2008 годом. То есть оживление жилищного строительства налицо. Напомним также и то, что по официальным данным, в Новосибирской области количество договоров долевого участия в 2012 году выросло более чем в два раза (!) в сравнении с аналогичным показателем 2011 года. Иными словами, приток денег в строительный сектор оказался весьма ощутимым.
Как будут развиваться события дальше, пока загадывать не будем. Важнее понять, что старт новых девелоперских проектов напрямую связан с хорошим притоком инвестиций. По какой причине сегодня так дружно оживились «дольщики», которые резво уходили с рынка в конце 2008-го года? Скорее всего, мы имеем дело с новой, достаточно удачно отлаженной системой финансирования. Надо полагать, именно в этом пункте мы обнаружим определенное отличие от предкризисных лет.
В этой связи достаточно вспомнить, что еще пять лет назад девелоперские компании очень сильно полагалась на собственные отделы продаж и маркетинговые службы. Кризисный 2009 год ознаменовался, с одной стороны, оттоком инвестиций, с другой – активным поиском новых источников финансирования. Кто-то из застройщиков бросился тогда в объятия государства, ища у него поддержки, кто-то пошел «на поклон» к банкирам. Сегодня ситуация на этом рынке характеризуется активной работой застройщиков с агентствами недвижимости, не без участия которых удается «втягивать» в проекты новых клиентов. Как признался директор одного такого агентства: «Застройщики теперь понимают, что реальные деньги они могут найти только у риэлторов».
Таким образом, мы должны признать, что союз риэлторов и девелоперов на данный момент доказал свою плодотворность. В то же время объективности ради необходимо отметить, что даже самые изощренные маркетинговые приемы не способны бесконечно долго продвигать продукт, стоимость которого не соответствует реальному качеству. Что мы имеем в виду? Как бы ни заманчиво звучала реклама, девелоперы и на этот раз не выдали нам ничего принципиально нового.
Продемонстрированные ими архитектурно-планировочные решения опять отсылают нас к «совку» образца 1980-х. Представленные на выставке жилищные комплексы – это по сути все те же позднесоветские микрорайоны, только слегка «модернизированные» и приукрашенные, дополненные какими-либо иностранными техническими новшествами. И не более того. В остальном мы видим почти те же, знакомые с советских времен, градостроительные схемы, почти тот же дизайн, и почти тот же, чисто «совковый» подход к организации внутреннего пространства жилища. Такой вот «Мерседес» с двигателем и подвеской от «Волги». И если клиент готов еще покупать данный продукт за немалые деньги, то это лишь свидетельствует о живучести в его мозгах советских стереотипов (а также об отсутствии альтернативы). Произойдет ли в этих мозгах «революция», не известно. Однако есть подозрение, что нынешние маркетологи морально к ней пока еще не готовы.
Олег Носков
Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 12 Телефон: +7 (903) 900-36-84 E-mail: com@nn-baza.ru | Реклама на сайте Простой поиск Консультация юриста Цены на квартиры Средние цены на вторичном рынке | Азбука недвижимости Новости компаний Зарубежная недвижимость Строительство Консультация юриста | Следуйте за нами |
© 2008-2024 Недвижимость Новосибирска, квартиры в Новосибирске, цены на квартиры, дома, коттеджи, новостройки, аренда и продажа квартир в Новосибирске Материалы сайта защищены Законом об авторском праве. При цитировании обязательна ссылка на первоисточник информации. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов. |