Представьте себе такую картинку: владелец супермаркета ставит покупателям условие – ребята, хотите увидеть на полках товар, скиньтесь на грузовичок для их доставки. Не будет грузовичка – не будет товаров. Смешно, да? Вроде мы понимаем, что покупка грузовичка – проблема хозяина магазина, зарабатывающего на продаже товаров. И если бы нас вдруг поставили перед таким условием, мы бы четко осознали, что в сфере розничной торговли происходит что-то ненормальное, не так ли?
Так вот, что-то подобное у нас сложилось в сфере коммунальных услуг. Когда мы говорим о затратах на строительство сетей, мы изображаем дело так, будто трубы и кабели являются конструктивным элементом дома, а не средством обеспечения ПЛАТНОЙ услуги конечному потребителю. То есть создание «инженерки», по сути своей, есть не какое-то «бремя», а инвестиции во вполне конкретный вид коммерческой деятельности. И по идее, вложения в инженерные сети должны влиять не на стоимость квадратного метра жилья, а на стоимость услуг, то есть включаться в эксплуатационные расходы. А когда они ведут к удорожанию «квадрата», то уподобляются вот тому самому «грузовичку», купленному на деньги конечных потребителей и безвозмездно переданных коммерсанту.
В этом смысле вопрос о коммуникациях не лежит в плоскости посильной государственной «помощи» застройщику и «заботе» о людях, поскольку в трубах и кабелях заинтересованы не только девелоперы и жители домов, но и поставщики услуг, зарабатывающие (именно – зарабатывающие!) на эксплуатации сетей. Если следовать нормальной рыночной логике, инженерная инфраструктура не может быть «бременем» ни для застройщика, ни для государства. Сети можно продать или сдать в аренду поставщикам услуг, которые, в свою очередь, могут заложить расходы в тариф. При таком раскладе вопрос о государственной «помощи» становится риторическим. Помогать, разве что, придется гражданам, неспособным самостоятельно осилить коммунальные платежи.
Вроде бы, в теории все предельно ясно, тем не менее, на практике у нас получаются сплошные «обременения». О чем это говорит? О том, что до сферы коммунальных услуг нормальный рынок еще не добрался. А значит, то, что мы сегодня называем государственной поддержкой застройщика (в смысле выделения бюджетных средств на «инженерку») – есть не решение проблемы, а ее имитация. Я бы даже сказал – пафосная имитация.
К сожалению, участники строительного рынка, поднявшие в свое время вопрос об участии государства в деле комплексной застройки, невольно загнали себя в тупик, по сути дела предложив не рыночный, а чисто патерналистский подход к решению проблемы. Четыре года назад была очень модной тема государственно-частного партнерства в деле комплексного освоения территорий. На бюджетную поддержку застройщики смотрели как на манну небесную. Я прекрасно помню, какие надежды связывались с законодательными изменениями как раз в сфере ГЧП.
Теперь становится ясно, что декларации со стороны власти относительно участия в девелоперских проектах в лучшем случае приводят к созданию своего рода «образцово-показательных» поселений, в худшем – к пусканию пыли в глаза. Надеяться же на формирование некой отработанной системы, позволяющей активно создавать благоустроенные поселения без инфраструктурных «обременений», видимо, уже не приходится. В этом смысле я уже скептически отношусь к так называемым «пилотным проектам», на которых якобы отрабатываются механизмы этого самого ГЧП. Если чиновники упрямо следуют упомянутому выше «индивидуальному подходу», то возможность создания в таких делах стройной системы ничтожно мала. Всё так или иначе упрется в добрую волю начальника.
Похоже, мы начинаем постигать одну простую истину, а именно то, что взаимосвязанные рынки не могут развиваться обособленно. Применительно к нашей теме нужно констатировать, что девелоперский бизнес не может успешно развиваться, если в стране нет нормального рынка коммунальных услуг. Следовательно, если комплексную застройку сдерживает «инженерка», то необходимо ставить вопрос не о государственной финансовой «помощи», а именно о развитии данной сферы, о создании там нормальных рыночных условий. Соответственно, как раз в этом направлении следует совершенствовать законодательство.
Ведь согласитесь: если вы, покупая жилье, компенсировали из своего кармана затраты на инженерные сети, значит вы сэкономили деньги поставщикам коммунальных услуг. Разве вы не имеете после этого права на скидки? Я искренне надеюсь на то, что когда-нибудь у нас в стране произойдет-таки судебный прецедент, который расставит здесь все на свои места.
Олег Носков
Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 12 Телефон: +7 (903) 900-36-84 E-mail: com@nn-baza.ru | Реклама на сайте Простой поиск Консультация юриста Цены на квартиры Средние цены на вторичном рынке | Азбука недвижимости Новости компаний Зарубежная недвижимость Строительство Консультация юриста | Следуйте за нами |
© 2008-2025 Недвижимость Новосибирска, квартиры в Новосибирске, цены на квартиры, дома, коттеджи, новостройки, аренда и продажа квартир в Новосибирске Материалы сайта защищены Законом об авторском праве. При цитировании обязательна ссылка на первоисточник информации. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов. |